Программы и оборудование для работы с BMW

Всем добрый день! В этой статье я расскажу о программах для работы с BMW которые использую сам.

В первую очередь конечно же нужно понимать, что бмв это немецкий автомобиль и имеет более богатое электрооснащение даже в базовой и бедной комплектации в сравнении даже с современным корейским автопромом. Немного окунёмся в прошлое, мы можем вспомнить легендарные кузова е34, е36, е32, которые покорили сердца многих. На тот момент большая часть данных автомобилей имела блоки управления, такие как DME\DDE, EGS, Kombi, ABS, SRS, что уже не мало, в то время как в России ещё даже не было представления о компьютерной технике и самым прогрессивном устройством был видеоплеер, инженеры бмв во всю разрабатывали различные системы управления и безопасности.

Начиная с конца 1995 года с появлением 39-го и 38 кузовов, электроника бмв очень серьёзно возросла, в некотором роде, лично для меня это та самая инновационная граница и прорыв. Да, спорить не буду, наработки существовали и ранее и кто-то даже писал, что в 70х годах был прототип адаптивного освещения дороги, но будем честны, кто сделал того и тапки. 🙂 Собственно появились такие блоки как ZKE, LCM, SZM, MID, MK, PDC, EDC и ещё десяток, каждый из которых настраиваемый, имеющий собственный софт. Появилось 2 блока управления — в бордачке и в багажнике, что несомненно подтверждает большое наличие электронных компонентов в машине.

Далее с каждым новым кузовом количество функций и опций начало стремительно возрастать, отсюда и пошло выражение «У BMW не бывает полной комплектации» , так и есть, найти машину в которую было бы собрано всё — не возможно, но у нас народ простой, если в машине больше возможностей чем в жигулях, то она автоматически становится укомплектованной.

Теперь ближе к делу. Для работы с BMW необходимо определиться, с какой серией вы работаете и что вы хотите делать, ведь если одни просто хотят проводить самостоятельную электронную диагностику машины, то у других чешутся руки, чтобы что-нибудь дооснастить, закодировать и т.п.

Основной пакет программ для Е серии входит BMW Standart Tools, на сегодняшний день версии 2.12, это последняя версия и далее новых выходить не будет.

BMW Inpa

В этот пакет входят программы:

INPA — диагностика почти всей Е серии, при желании можно вычитать и Е84 Х1, но об этом позже.

NCSExpert — основная программа для кодирования блоков управления, изменения настроек эбу, добавление опций в комплектацию.

WinKFP — программирование блоков управления, обновление софта, смена прошивки.

Tool32 — очень серьёзная программа которую опасаются даже бывалые, служит для низкоуровневого управления и перепрограммирования эбу.

Ediabas — условно скажем сервер, обеспечивающий связь диагностического оборудования между машиной и ПО.

Так же есть отдельный монстр под названием DIS, серьёзный инженерный комплекс, установить данную программу смогли не многие и по вполне веским причинам.

Во первых программа очень требовательна к ресурсам ПК, к операционной системе, в качеству диагностического прибора, но при всём при этом, это единственная программа которая даёт возможность полной диагностики авто с выполнением всех доступных сервисных функций, а также сопровождение информацией о ремонте. С ней я работал очень мало, не удобно, медленно, мне достаточно диагностики от программы INPA, но знайте, что она есть, в интернете много мануалов как поднять её на виртуальной машине, даже вроде есть готовые образы под VMWare.  Именно им пользовался дилер до появления Rheingold.

С выше перечисленными программами работают диагностические устройства:

  • BMW ICOM A1, A2, Next

  • BMW GT-1

  • BMW K-Dcan

 

Первые два, относятся к оборудованию официального дилера, стоят очень дорого, отличаются надёжностью и универсальностью. BMW K-Dcan классический ODB2-USB адаптер, который позволить себе может абсолютно любой желающий, продаётся он везде, начиная с китайский интернет магазинов, заканчивая местными продаванами.

Следующим популярным программным комплексом для работы с узким рядом кузовов Е серии это BMWScanner, его также обозвали «бобёр», видимо из-за расширенных возможностей работы с EEPROM различных ЭБУ. Существует 2 версии, первая работает с кузовами E39, E46, E38, E53 (дорест), средняя стоимость у Китайцев 4000 руб, основными плюсами является возможность визуального кодирования машины — то есть галочками изменять доступные параметры, синхронизировать EWS и DME/DDE, сливать/заливать дамп, тоесть адаптер является программатором в том числе.

Не требует знаний немецкого языка и основ программирования, частично переведён на русский язык. В целом рекомендую держать в арсенале. Данный комплекс более удобен и универсален чем BMW Standart Tools, но при программировании и замены различных ЭБУ — наличие обоих комплексов сильно облегчит жизнь.

 

Вторая версия BMW E/F Scanner, работает с более свежими кузовами как E60, E90, Е81, E70 так и захватывает F серию, но больше пользы от него для Е-шек. Стоит он уже прилично дороже, имеет несколько версий на которых заостряться не будем, каждый выберет ту, которая ему необходима. И снова повторюсь, даже в случае если у вас более свежая Е серия, и вы серьёзно планируете заниматься своей машиной — наличие BMW Standart Tools и D-can крайне желательно.

 

 

Ну вот мы и добрались до F/G серий

Современным машинам — современные технологии. Ещё в кузове Е60 и подобных появилась шина MOST, где устройства завязаны между собой по оптоволоконной связи посредством шлюза, чаще это относилось к системам мультимедии, связь между приборной панелью, проекцией, головным устройством и т.п.

Это дало серьёзный толчок, и сегодня в F и G серии используются шины FlexRay, Ethernet, PT-Can, рассмотреть подробнее связи можно на изображении ниже

 

Для работы с данными автомобилями необходимы

  • Enet кабель, подключается по Ethernet к автомобилю и сетевой карте вашего ПК
  • Icom Next — универсальное диагностическое устройство
  • Rheingold, Ista — диагностический инженерный комплекс
  • E-sys — Программа для кодирования и программирования ЭБУ

Начнём с первого, Enet кабель, по сути представляет из себя отрезок витой пары 6/7 категории, где с одной стороны имеет классический коннектор RJ-45, с другой OBD2 разъём, является полностью пассивным и связывает рабочий компьютер и шлюз автомобиля напрямую, образуя локальную сети.

Программа Rheingold, она же Ista-D(диагностика) и сопутствующая ей Ista-P (программирование) на сегодняшний день самое актуальное ПО, которое использует дилер при работы с автомобилями. По сути является приемником вышеупомянутой DIS, более того, в отличии от DIS, Rheingold (Ista) устанавливается гораздо проще, хотя физически занимает со всеми базами не менее 200-300 Гб, однако это полностью покрывает необходимость использовать сторонние сервисы, так как данный комплекс позволяет

  • Диагностировать E, F, G серии (с Е серией рекомендую работать с машинами от 2004 года)
  • Выполнять сервисные функции, адаптации двигателя, коробки, valvetronic, сбросы коррекций
  • Просматривать подробные электросхемы автомобиля
  • Получать информацию по ремонтным мероприятиям, рекомендуем жидкостям, моменты затяжки и т.п.

Ista-P является отдельной программой, служит для обновления блоков управления сразу всего автомобиля, для данной процедуры рекомендуется использовать оборудование Icom, иначе есть вероятность из-за недостаточно стабильного для программирования соединения повалить шлюз и другие модули, что окирпичит ваш автомобиль.

С недавних времён Rheingold стал называться Ista+ и служит для диагностики и программирования автомобиля, а Ista-P оставили для работы с E серией.

Ну и последнее, на чём можно остановиться это E-Sys, грубо скажем замена NCS эксперту тех времён. E-sys позволяет изменять комплектацию автомобиля, выполнять кодирование всех блоков управления, а также в отличии от Ista-P или Ista+ позволит обновить вручную отдельные эбу, например после замены.

Требует понимания работы с автомобилем, знания структуры модулей и блоков. Имеются тонкости в установке и полноценном использовании. Дело в том, что сам по себе E-sys распространяется в открытом доступе, но без специальной программы «Лаунчера» вы не сможете кодировать по NCD/FDL, лишь только менять комплектацию и сбрасывать кодировки по умолчанию.

Кто уже знаком с этим, наверняка скажут, что я забыл упомянуть про мобильные приложения и адаптеры к ним. Если честно я не очень хочу заострять на них внимание, так как приложения платные — в районе 3000 руб, wifi или bluetooth OBD2 адаптер — тоже стоит 1500-3000 руб, и это вам даст возможность только тыкать галочки, в то время когда купив ENET кабель у вас появляются практически все возможности работы с машиной.

Благодарю за внимание, надеюсь моя статья поможет начинающим.

Добавить комментарий